Арбитражный управляющий. Особенности статуса

Как правило, арбитражный управляющий отождествляется с процедурой банкротства. К нему обращаются в кризисной ситуации, когда проявляются признаки неплатежеспособности или при необходимости признать должника несостоятельным. Это объяснимо. Ведь понятие и сущность статуса арбитражного управляющего раскрыты именно в Законе о банкротстве №127-ФЗ от 26.10.2002 г., которым установлено, что провести процедуру признания должника несостоятельным может только этот специалист. Закон определяет, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и занимается частной практикой, осуществляя специальные полномочия в области банкротства и антикризисного управления. Вместе с тем, закон дозволяет специалисту по банкротству заниматься иными видами профессиональной или предпринимательской деятельности. Поэтому услуги профессионального участника банкротства могут пригодиться заинтересованным лицам и вне процедуры признания должника несостоятельным. Например, в качестве консультанта по правовым и управленческим вопросам или как судебного представителя. В этом и есть ключевое отличие арбитражного управляющего от юриста или адвоката. У антикризисного управляющего более широкие возможности, чем у других специалистов юридической профессии.

Закон предъявляет обязательные требования к претендентам, желающим получить право профессионального участия в делах о банкротстве. Важными условиями для получения лицом статуса арбитражного управляющего являются:
– гражданство Российской Федерации
– членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих (при чем только в одной)
– наличие высшего образования
– наличие стажа работы на руководящих должностях и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего
– сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих
– отсутствие административного наказания в виде дисквалификации либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также отсутствие судимости за совершение преступления
– претендент в течение трех лет не должен иметь факта исключения из числа членов саморегулируемой организации в связи с нарушением закона, нормативных правовых актов, федеральных стандартов и правил профессиональной деятельности
– наличие договора обязательного страхования профессиональной ответственности

В целях фактического проведения банкротства и непосредственного участия в процедуре кандидатура антикризисного управляющего утверждается судом. Назначенный в деле о банкротстве арбитражный управляющий должен действовать в интересах неопределенного круга лиц – должника, кредиторов и общества, координируя в целом финансово-хозяйственную деятельность должника для максимального удовлетворения требований кредиторов за счет операций с имуществом или имущественными правами банкрота.

При этом Конституционный суд РФ в Постановлении от 19.12.2005 №12-П обратил внимание, что процедуры банкротства предполагают принуждение меньшинства участников дела большинством. В силу различных, зачастую диаметрально противоположных интересов у лиц, участвующих в деле о банкротстве, необходимо гарантировать баланс их прав и законных интересов. В этом и состоит публично-правовая цель института признания должника несостоятельным. Таким образом, арбитражный управляющий помогает суду осуществлять правосудие в делах о несостоятельности. Утверждение кандидатуры управляющего в судебном порядке является дополнительным элементом системы сдержек противовесов, которая обеспечивает баланс интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве. Это также придает статусу арбитражного управляющего публичный характер.

За деятельностью специалиста по банкротству постоянно осуществляется государственный и общественный контроль (надзор). С одной стороны действия антикризисного управляющего контролирует арбитражный суд, который регулярно рассматривает отчеты о его деятельности и результатах проведения процедуры банкротства. С другой стороны контроль (надзор) за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), уполномоченная на ведение Реестра саморегулируемых организаций и Сводного государственного реестра арбитражных управляющих. Кроме того, назначенного специалиста по банкротству контролируют кредиторы и сам должник, которые при наличии разногласий с управляющим вправе обратиться в суд для устранения возникших противоречий.

Следует сказать, что понятие «Арбитражный управляющий» собирательное. Оно обобщает все возможные категории антикризисных управляющих, которые обеспечивают проведение различных процедур в деле о несостоятельности должника. В зависимости от вводимой судом процедуры банкротства можно выделить следующие виды арбитражного управляющего:
– временный управляющий – утверждается для проведения процедуры наблюдения
– административный управляющий – для проведения финансового оздоровления
– внешний управляющий – для проведения внешнего управления
– конкурсный управляющий – для проведения конкурсного производства
– финансовый управляющий – при банкротстве граждан и индивидуальных предпринимателей

Вообще процедура признания должника несостоятельным – это достаточно сложный, многоступенчатый и продолжительный процесс. При этом для утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве его кандидатуру вправе представить кредитор, который первым сделает соответствующее обращение в суд. Кроме того, поставить своего специалиста могут мажоритарные кредиторы. Например, утвердив кандидатуру на собрании кредиторов при переходе от одной процедуры банкротства к другой или при отстранении арбитражного управляющего.

Если с заявлением о банкротстве обращается сам должник, то саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет назначен арбитражный управляющий, выбирает суд. Так, в пункте 27.1 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 20.12.2016, указано, что в подобных случаях суд обязан руководствоваться не кандидатурой, предложенной должником либо его аффилированным лицом, а методом случайной выборки, чтобы исключить введение в отношении должника процедуры контролируемого банкротства.

Нельзя не отметить, что закон регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности должника. Так в целях предупреждения банкротства закон предписывает организациям с признаками неплатежеспособности (учредителям, участникам и контролирующим лицам) до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании банкротом принимать меры для стабилизации финансового положения.

Таким образом, чтобы не потерять контроль над процедурой банкротства, заинтересованным лицам следует заблаговременно проконсультироваться, а возможно, и заручиться поддержкой непосредственно у арбитражного управляющего, который посоветует и поможет определить стратегию поведения как в преддверие банкротства, так в процессе признания должника несостоятельным. Кроме того, услуги антикризисного управляющего пригодятся, например, при разрешении судебных споров или в процессе осуществления самим должником реабилитационных процедур и мер по восстановлению своей платежеспособности.

Обращаем внимание, что обеспечение и ведение процедур банкротства, наряду с судебным представительством и абонентским обслуживанием бизнеса, является основным направлением деятельности Юридического партнерства TWELVE. Мы профессионально решаем юридические вопросы без привлечения сторонних лиц и в вопросах банкротства уже на начальном этапе предлагаем консультацию непосредственно от арбитражного управляющего Лебедева Дениса Анатольевича (в Сводном государственном реестре арбитражный управляющих регистрационный №14812, член Ассоциации МСРО «Содействие»). Работаем в городе Тула и в соседних регионах.